суббота, 30 марта 2019 г.

Небо нашего детства (1966)





Небо нашего детства

Режиссер: Толомуш Океев

Сценаристы: Кадыркул Омуркулов, Толомуш Океев

Композитор: Таштан Эрматов

Страна: СССР

Производство: Киргизфильм

Год: 1966

Премьера: сентябрь 1967 (Фрунзе), февраль 1968 (Москва)

Актеры: Муратбек Рыскулов, Алиман Джангорозова, Советбек Джумадылов, Б. Рыскулова, Насретдин Дубашев, Самак Алымкулов, Биксултан Жакиев, Сабира Кумушалиева

Жанр: драма

«Небо нашего детства» — игровой дебют Толомуша Океева, лидера киргизской киношколы, заявившей о себе в середине шестидесятых внушительной обоймой картин, в первую очередь документальных. Океев тоже начал с документальной короткометражки «Это — лошади» (1965), сразу сделавшей ему имя в кинематографических кругах. Школа исповедовала эстетику поэтического реализма. «Небо нашего детства» можно считать манифестом этой эстетики в игровом кино.

Свойственное «оттепели» доверие к реальности, словно бы открываемой заново, претворяется в этой ленте в снятые «под документ» картины горного кочевья. Каждодневный быт табунщиков и пастухов, высветленный влюбленным взглядом художника, выглядит едва ли не религиозным ритуалом. Режиссер особо не афишировал, но никогда и не скрывал автобиографических мотивов в своем первом проекте на основе романа К. Омуркулова «Пастбище Бакая». Главного героя фильма Калыка можно считать «альтер эго» автора.

Сюжет строится вокруг фигуры мальчугана, приехавшего на горное пастбище к родителям на летние каникулы из города, где он учится в школе и живет в доме старшей сестры. Драматическая коллизия возникает из-за того, что стареющим родителям, особенно отцу, хочется оставить своего последыша в кочевье. Старших детей забрал город, их уже не вернуть. Кто возьмет в свои руки хозяйство, кто согреет родителей в старости, кто, наконец, станет духовным наследником большой патриархальной семьи?

Бакай, отец Калыка, поначалу непреклонен в своей решимости оставить его дома, в горах. Урум, мать, оказывается мудрее и убеждает горячего и скорого на руку супруга отпустить в город и младшего сына.

Сюжет прост, даже, пожалуй, банален. Но с самого первого опыта литературная основа фильма не имела для Океева самодовлеющего значения. Он из плеяды кинохудожников, что постигают мир чувственно и воплощают его через пластические образы. Эпический стиль естествен для Океева, как дыхание.

Эпичность, проявившаяся уже в первом кинематографическом опусе, всегда связана у Океева с глубоким драматизмом — другой родовой чертой его стиля. Этому художнику дано остро переживать скрытый подчас трагизм жизни, тонкую диалектику ее связей с природной основой бытия, за небрежение которой человек жестоко расплачивается. Через несколько лет он придет к экранизации «Серого лютого» — философского романа М. Ауэзова о судьбах добра. Но уже в первой картине, где лирически прозрачный сюжет отдает дань романтизму шестидесятников, Океев лишен сентиментальности. Финал не оставлял сомнений, что родился художник, способный смотреть в глаза жизни.

Финальная метафора поражала мастерством и зрелостью.

... Неспешной рысью направляется колонна всадников к условленному месту, откуда каждый год отцы провожают детей в долину, в город. Короткое прощание, и дети, словно табун необъезженных жеребят, лавой несутся вниз. Отцы возвращаются в горы, не подгоняя лошадей, — неторопливо, почти устало. Два разнонаправленных вектора, два полярных ритма, объединенные в одном кадре, — эпизод для кинохрестоматии, классика мирового кино.

Когда никому не известный режиссер из Киргизии впервые представлял свой фильм за рубежом, на пресс-конференции прозвучал вопрос: «Где вы были раньше?». «В стратегическом резерве», — Океев за словом в карман не полезет...


НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ

Диплом 1 степени и Главный приз «Большой горный хрусталь» ВКФ Средней Азии и Казахстана (Душанбе, 1967).
Почетный диплом МКФ во Франкфурте-на-Майне (1967 год).
Специальный приз III-го Всесоюзного кинофестиваля "За лучший дебют" - режиссер Т.Океев (Ленинград, 1968).
«Золотая пальмовая» МКФ в г. Триест (Италия, 1969 год).
Специальный приз журнала «Искусство кино».

актеры и роли

Муратбек Рыскулов :: Бакай

старый чабан

дублировал Николай Граббе
Алиман Джангорозова :: Урум
дублировала Ольга Якунина
(в титрах Алиман Жанкорозова)
Советбек Джумадылов :: Адым
дублировал Алексей Алексеев
(в титрах Советбек Жумадылов)
Б. Рыскулова :: Айнаш
дублировала Антонина Кончакова
Насретдин Дубашев :: Калык
Самак Алымкулов :: Рыскул
дублировал А.Тарасов
Биксултан Жакиев :: Бекташ
дублировал Олег Мокшанцев
Сабира Кумушалиева
ОЗВУЧИВАНИЕ

Николай Граббе :: Бакай
роль Муратбека Рыскулова
Ольга Якунина :: Урум
роль Алиман Джангорозовой
Алексей Алексеев :: Адым
роль Советбека Джумадылова
Антонина Кончакова :: Айнаш
роль Б.Рыскуловой
Олег Мокшанцев :: Бекташ
роль Биксултана Жакиева

Комментариев нет:

Отправить комментарий